19.04.2024 05:53
На Севере Красноярского края открылось паромное сообщение через Енисей 19 апреля открылось паромное сообщение между населенными пунктами Еркалово и Прибрежная. Это самая северная переправа через Енисей, она соединяет поселки Подтесово, Еркалово, Епишино и другие поселения, расположенные на правом берегу, с

19.04.2024 05:53
На Севере Красноярского края открылось паромное сообщение через Енисей 19 апреля открылось паромное сообщение между насел
18.04.2024 11:40
Владимир Бурматов: «Норникелем» сделан очень существенный шаг в области экологии  Об этом первый зампредседателя Комитета Госдумы по
18.04.2024 11:01
СНТ смогут стать участниками программы социальной газификации  Постановление об этом подписал Председатель
erid:2VtzquvL47C
erid: 2Vtzqw8GDo4
11.05.2016 16:26

Александр Пятикоп: «В битве за молодёжь – будущее страны, не должно быть кампанейщины»

НИА-Федерация

51 43 nПрошедшая в Калининграде патриотическая акция «Бессмертный полк», в которой приняло участие более 25 тысяч человек, среди которых было очень много молодёжи, подтолкнула к размышлениям о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Согласитесь, 16-летним мальчишкам и девчонкам не прикажешь взять в руки портреты и стать в строй. Это дело добровольное. Так что же стало причиной столь массового желания молодёжи выйти в День Победы на улицы городов и посёлков области и отдать дань памяти павшим в боях с фашистами героям? На этот и другие вопросы НИА-Калининград ответил заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, депутат городского Совета депутатов Калининграда Александр Пятикоп.

  - Бесспорно, в этом году количество участников акции «Бессмертный полк» несоизмеримо возросло. О чём это говорит? Во-первых, акция наглядно продемонстрировала консолидацию общества. Во-вторых, участие в ней стало наглядным доказательством тому, что проблемы мира и истории актуальны не только для жителей России, но и народов многих других стран.

   Что важно – это движение родилось не в тиши кабинетов, оно не навязано сверху. Эту инициативу выдвинула молодёжь Томска и её подхватили не только по всей России, но и далеко за пределами, в том числе и в США. Это очень эффективный формат патриотического воспитания и его нужно всячески поддерживать. Также важно и то, что во главу угла поставлена тема Великой отечественной войны как общей борьбе, сплачивающей народы России.

  - Акция проходила и в прошлом году, но такого количества участников в ней не было. Что  стало причиной такой массовости?

 7974 - Можно сказать, что это результат патриотического воспитания, но такой ответ будет не совсем полным. Лично у меня сложилось ощущение, что пружина патриотизма как бы сжималась внутри людей, а теперь пошёл обратный процесс. И всё то доброе, патриотическое, что годами копилось в сердцах и душах выплеснулось в едином порыве в прошедшей акции.

  Сжиматься эта пружина начала после развала Советского Союза. Когда под личиной борьбы за демократию процветала вседозволенность, когда хаяли армию, когда западные ценности стали превалировать над исконно российскими ценностями.

  Во времена существования СССР проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ» ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. В конце 80-х картина изменилась, и наши дети увидели совершенно другую страну.

  Постепенно в наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п. Но и тогда не все слепо подражали Западу.

  В так называемые лихие 90-е я работал директором школы №20 в посёлке Лермонтово города Калининграде. Назначили меня на эту должность 10 августа, а уже через 5 дней были подписаны документы с командованием Калининградского военного авиационно-технического училища (КВАТУ) о создании первого в городе военно-патриотического класса. Так вот, не смотря на тяжелейшее для страны время, желающих попасть в этот класс было очень много. Наши мальчишки три раза в неделю ходили на занятие в КВАТУ. Там для них проводили занятия по различным видам подготовки, в том числе и по общеобразовательным предметам. Через 10 лет в Калининградской области было уже 150 таких классов. К сожалению, в 1997 году росчерком пера премьер-министра Виктора Черномырдина училище было расформировано...

   Поэтому, когда приходится слышать, что молодёжь конца 80-х начала 90-х потеряна для страны, я категорически не соглашаюсь. Поколение именно того времени сегодня принимает участие в сирийской операции, защищая интересы России на дальних подступах к Родине и становятся героями.

  - Не кажется ли вам, что в вопросах патриотического воспитания присутствует некий элемент кампанейщины – от праздника к празднику?

  7980- Патриотическое воспитание, это – битва за молодёжь, а в битве за будущее страны не должно быть кампанейщины. Очень важно, что это понимают и в руководстве страны. Как известно, правительство утвердило государственную программу по патриотическому воспитанию на 2016-2020 годы, которая направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности.

  Участие в праздновании знаменательных событий – своеобразный итог ежедневной кропотливой работы. И здесь всё зависит от умения организовать эту работу в муниципалитетах вообще и в школах в частности. Работая директором, чутко держал руку на пульсе деятельности педагогического коллектива в этом направлении. Мы водили детей в музеи, проводили уроки мужества, военно-патриотические игры «Орлёнок» и «Зарница», ребята совершали марш-броски, походы по местам боевой славы, даже прыгали с парашютом.

  Взять нынешнее время. Например, в Чкаловске в течение 20 лет регулярно проходят церемонии посвященные Дню защитника Отечества, годовщине штурма Кёнигсберга, я уже не говорю о Дне Победы. С каждым годом мы стараемся внести в репертуар что-то новое. В честь 71-й годовщины мероприятия начали проводить за 40 дней до 9 мая. В них участвовали не только школьники, но и военнослужащие частей. Даже детишки с детских садом приходили. На фестиваль «В лесу прифронтовом» собралось огромное количество жителей посёлка и гостей. Всех накормили кашей, затем пели песни военных лет. И, обратите внимание, молодёжь подпевала артистам не с листа. Тексты песен мальчишки и девчонки знают наизусть!

   Поэтому, ещё раз подчеркну, ни о какой кампанейщине здесь говорить неуместно. В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.
  - Александр Иванович, давайте заглянем чуть вперёд. Осенью нынешнего года вы станете депутатом государственной Думы. В каком направлении, на ваш взгляд, нужно усилить патриотическую работу?

8053 - Если жители Калининградской области окажут мне доверие и изберут депутатом Госдумы, первое, что постараюсь сделать, вернуть те позиции, которые были изложены в прежнем законе об образовании. В частности, я говорю о гуманитарном блоке, о тех дисциплинах, которые воспитывают чувство гордости у мальчишек и девчонок за нашу Родину.

  Уверен, что такому явлению в образовании, как ЕГ нужна альтернатива. Вот скажите, как в рамках этого тестирования можно определить, умеет ученик размышлять, логически выстраивать свои мысли, как понять, есть ли у ребёнка причинно-следственная связь…

   Анализируя ситуацию в области образования, прихожу к выводу, что новое – хорошо забытое старое. Вот конкретный пример нового шага в прошлое. Президент России Владимир Путин дал указание восстановить систему ГТО.

  Тем, кто забыл или не знает, напомню: программа ГТО существовала с 1932 по 1991 год в советских школах, вузах и на предприятиях и была обязательной для всех в возрасте от 14 до 60 лет. Советских граждан учили разбирать и собирать автомат Калашникова, бросать гранаты, как можно быстрее надевать защитные комбинезоны и бегать на большие дистанции. предприятиях и была обязательной для всех в возрасте от 14 до 60 лет. Советских граждан учили разбирать и собирать автомат Калашникова, бросать гранаты, как можно быстрее надевать защитные комбинезоны и бегать на большие дистанции.

   После распада советской империи в 1991 году о ГТО благополучно забыли, однако Владимир Путин решил смахнуть пыль со старого курса, чтобы укрепить патриотический дух молодежи. Почему же мы не можем вернуться к ряду фундаментальных положений также успешно забытого закона об образовании.

  Важно понимать, что ответственность за формирование патриотического воспитания несём мы все, каждый гражданин нашей страны. Укреплять чувства сопричастности граждан к истории и культуре России посредством их вовлечения в процесс защиты, сбережения и укрепления её могущества, в этом и заключается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.



Важнейшие новости регионов за 19.04.2024

Еще новостей за 19.04.2024