25.07.2025 07:28
В Мончегорске вслед за Норильском запущена система мониторинга воздуха
Вслед за Норильском систему автоматического контроля качества атмосферного воздуха официально запустили в Мончегорске. Это важный шаг «Норникеля» в направлении повышения экологической прозрачности и улучшения уровня жизни в
В Мончегорске вслед за Норильском запущена система мониторинга воздуха Вслед за Норильском систему автоматического контро
Проектный офис развития Арктики представил рейтинг устойчивого развития арктических поселков России Проектный офис развития Арктики представил рейтинг
В России выявлены случаи заражения новым вариантом коронавируса «Стратус» В РФ выявили 114 случаев заражения новым вариантом
Гарантия успехов Северного Кавказа - в силе традиций
НИА-ФедерацияИнтервью с исполнительным директором «Западно-Кавказского аналитического центра» Рашидом Хатуевым. В канун государственного праздника Российской Федерации, Дня народного единства, на вопросы директора «НИА Кавказ» ответил исполнительный директор «Западно-Кавказс
- Рашид Тохтарович, с Вашей точки зрения, союз народов Северного Кавказа с Россией — это образцовая семья или «брак поневоле»?
- Конечно основная масса территорий Северного Кавказа была присоединена к России в ходе войн. Это факт. Другое дело – умение интегрировать его народы в общероссийское пространство, культурное, духовное, наконец, правовое.
- Советский период был эпохой настоящего расцвета дружбы народов или это пропагандистская агитка?
- Положительным моментом того времени я считаю проект создания советского народа как надэтничного или внеэтничного сообщества. Иногда в таком случае говорят о политической нации. Трагической издержкой этого проекта были депортации целого ряда народов Юга России в районы Центральной Азии и Сибири. Карачаевцы, например, были расселены по 400 населенным пунктам Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Рассеяв эти народы мелкими группами на огромных просторах, Сталин рассчитывал на ассимиляцию их как первый шаг к формированию советского народа. Следующим шагом стало бы упразднение национальных автономий. Кстати, имеются данные о том, что в начале 1950-х гг. планировалось упразднение Черкесской автономной области.
Проект создания политической нации пытаются реализовать и в других странах. Например, в Турции, где со времён Ататюрка культивируется понятие «турецкий народ», под которым разумеются как собственно турки, так и другие этносы страны – курды, черкесы, армяне и т.д. И у нас сейчас на высоком уровне продвигается стратегическая идея «российского народа».
- Если вы считаете перспективу создания политической нации положительной, то как относитесь к сохранению национальных республик, областей и округов?
- Одно другому не противоречит. Известна мудрость: в многообразии – сила. Национально-терр
- Помнится, Борис Ельцин говорил: берите столько полномочий, сколько может проглотить…
- Вот именно – «сколько сможете», а не «сколько хотите». Есть два пути формирования федерации. Первый – «сверху», когда решением руководства страны происходит децентрализация государства. В наши дни такой федерацией стала Бельгия. Второй путь – федерация строится «снизу», через добровольную передачу центру тех полномочий, которые субъекты считают для себя избыточными. Так создавались США. Россия при Ельцине через Федеративный договор шла по второму пути. Сейчас, в условиях жесткой властной вертикали, перспективен первый путь.
У нас ассиметричная Федерация. В этом нет ничего плохого. Кто-то объективно в силах нести больше полномочий и, значит, обязательств, а кто-то нет. Ассиметричной в этом плане была и Российская империя: у Финляндии и Польши был статус одного рода, а у Бухарского эмирата и Хивинского ханства, как протекторатов, – другого. В принципе, Россия следует своим традициям государственного устройства.
- И на Северном Кавказе?
- Да, в определенном смысле. Например, автономии Кабардино-Балкар
- Есть ли уверенность, что Северный Кавказ, как вносит сегодня, так в будущем будет вносить свой вклад в построение сильной и процветающей России?
- Да, для этого имеется потенциал. Он в силе традиций, сложившихся здесь. О чём идет речь? Даже в годы «застоя» население Северного Кавказа было, в общем-то, зажиточнее, чем в центральной России. Возьмем русских здесь и там. Казачья станица Преградная, где я родился и вырос, на рубеже 1970-80-х годов - это добротные хаты, цветники под окнами, ухоженные приусадебные участки, крепкое подсобное хозяйство, у многих – личный транспорт, в целом трезвое население. В те же годы я бывал в русских селах центральных областей РСФСР. В паре часов от Москвы – перекошенные дома, бедность, уныние, пьянство. И там, и там – русские. Народ один, но такая разница!
- Вы упомянули казаков. Это отдельный народ или те же русские?
- По-научному говоря, это субэтнос русского народа.
- Итак, откуда такая разница?
- Думаю, на центральной России, именно ввиду её географической близости к средоточию власти, все издержки построения социализма отразились сильнее, разрушив основу прежнего уклада. А Северный Кавказа всё-таки периферия. Несмотря на все усилия власти коллективизация и прочие социальные эксперименты не смогли изжить у южан «частнособственн
И уже во времена, именуемые сегодня «застоем», здесь возродили основу традиционного уклада. В 1970-е годы, как и встарь, казаки уважали крепкого хозяина. То же самое – у горцев. В нашей маленькой Карачаево-Черкес
Когда пришла рыночная эпоха и отпали прежние ограничения юг России стал своего рода инкубатором миллионеров и миллиардеров, а в «тучные нулевые» окончательно сформировался довольно мощный средний класс.
Да, южане – консервативны. Но это – здоровый консерватизм, основанный на сохранении трудовых и семейных традиций. Именно в них, как я думаю, и заключен потенциал, который внесёт свой вклад в построение будущего России.
- То есть у народов Северного Кавказа всегда существовали базисные условия для возрождения рыночного уклада?
- Ну, я не берусь говорить за все народы. Возьмём карачаевцев. Веками здесь господствовало так называемое отгонное животноводство. С конца мая до конца сентября скот находился на альпийских пастбищах, а затем перегонялся на плоскость. Основная часть мужского трудоспособного населения перемещалась со стадами. Глава семьи с частью своих домочадцев и главным семейным богатством, скотом, находясь за десятки вёрст от аула, был лишен непосредственной поддержки со стороны рода и общины. Он, по сути, оставался предоставлен самому себе, и создавалась ситуация, когда один Бог – за всех, а каждый – за себя. Так из века в век учились выживать и приспосабливатьс
С другой стороны, община денно и нощно не довлела над скотоводом, как у земледельца. Земледельческая община тоталитарна по своей сути и Столыпин был сто раз прав, стремясь её разрушить. А у горцев-скотоводо
Вот эти качества, способность хорошо адаптироваться, умение защищать свои права, раскрепощённость духа, сделали горские народы более-менее готовыми к вторжению рыночного уклада в их жизнь. Иномарки и трёхэтажные дома в конце 1980-х годов так быстро у местного населения появились не потому, что оно просто оборотистее других, а потому, что теневой рыночный уклад в регионе уже сформировался к началу «перестройки». Она дала возможность его легализовать.
- Как-то в беседе со мной Вы сказали, что большинство межэтнических конфликтов на Северном Кавказе связано с земельными спорами. А сегодня в Карачаево-Черкес
- Такой проблемы у нас, в общем-то, нет. Исторические сложилось так, что компактное расселение народов произошло по разным районам. В Черкесске, Урупском и Зеленчукском районах – большинство русские. Карачаевцы – в основном в Карачаевском, Малокарачаевском
- Спасибо. Примите наши поздравления с Днём народного единства. Мы поздравляем с этим праздником также всех жителей Северного Кавказа.
Фото: Яндекс.