29.03.2024 09:30
С начала года по требованию Роскомнадзора из соцсетей удалили около 26 тыс. особо опасных материалов В частности, было удалено 17,2 тыс. материалов, содержащих пронаркотический контент, 1,1 тыс. материалов с суицидальным контентом, 0,9 тыс. - с детской порнографией. Кроме того, удалено 6,7 тыс. материалов

29.03.2024 09:30
С начала года по требованию Роскомнадзора из соцсетей удалили около 26 тыс. особо опасных материалов В частности, было удалено 17,2 тыс. материалов, со
27.03.2024 08:53
«Норникель» подписал соглашение с «Росатомом» о поставках радиоизотопных приборов нового поколения Такие приборы, в частности радиоизотопные пло
27.03.2024 07:11
В ряде регионов России прогнозируют аномальные морозы Аномальные морозы от минус 20 до минус 40 градусов
erid:2VtzquvL47C
03.11.2015 08:13

Гарантия успехов Северного Кавказа - в силе традиций

НИА-Федерация

hatyevИнтервью с исполнительным директором «Западно-Кавказского аналитического центра» Рашидом Хатуевым. В канун государственного праздника Российской Федерации, Дня народного единства, на вопросы директора «НИА Кавказ» ответил исполнительный директор «Западно-Кавказского аналитического центра», кандидат исторических наук, Рашид Хатуев.

- Рашид Тохтарович, с Вашей точки зрения, союз народов Северного Кавказа с Россией — это образцовая семья или «брак поневоле»?

- Конечно основная масса территорий Северного Кавказа была присоединена к России в ходе войн. Это факт. Другое дело – умение интегрировать его народы в общероссийское пространство, культурное, духовное, наконец, правовое.

Советский период был эпохой настоящего расцвета дружбы народов или это пропагандистская агитка?

- Положительным моментом того времени я считаю проект создания советского народа как надэтничного или внеэтничного сообщества. Иногда в таком случае говорят о политической нации. Трагической издержкой этого проекта были депортации целого ряда народов Юга России в районы Центральной Азии и Сибири. Карачаевцы, например, были расселены по 400 населенным пунктам Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Рассеяв эти народы мелкими группами на огромных просторах, Сталин рассчитывал на ассимиляцию их как первый шаг к формированию советского народа. Следующим шагом стало бы упразднение национальных автономий. Кстати, имеются данные о том, что в начале 1950-х гг. планировалось упразднение Черкесской автономной области.

Проект создания политической нации пытаются реализовать и в других странах. Например, в Турции, где со времён Ататюрка культивируется понятие «турецкий народ», под которым разумеются как собственно турки, так и другие этносы страны – курды, черкесы, армяне и т.д. И у нас сейчас на высоком уровне продвигается стратегическая идея «российского народа».

Если вы считаете перспективу создания политической нации положительной, то как относитесь к сохранению национальных республик, областей и округов?

- Одно другому не противоречит. Известна мудрость: в многообразии – сила. Национально-территориальные автономии есть и в развитых странах, и они отнюдь не тормозят их развитие. Национальные меньшинства, как правило, всегда опасаются утраты своих культур, поэтому там, где эти права гарантированы, проблем нет. Нежелание понять это привело к утрате соседней Грузией двух коренных народов.

- Помнится, Борис Ельцин говорил: берите столько полномочий, сколько может проглотить…

- Вот именно – «сколько сможете», а не «сколько хотите». Есть два пути формирования федерации. Первый – «сверху», когда решением руководства страны происходит децентрализация государства. В наши дни такой федерацией стала Бельгия. Второй путь – федерация строится «снизу», через добровольную передачу центру тех полномочий, которые субъекты считают для себя избыточными. Так создавались США. Россия при Ельцине через Федеративный договор шла по второму пути. Сейчас, в условиях жесткой властной вертикали, перспективен первый путь.

У нас ассиметричная Федерация. В этом нет ничего плохого. Кто-то объективно в силах нести больше полномочий и, значит, обязательств, а кто-то нет. Ассиметричной в этом плане была и Российская империя: у Финляндии и Польши был статус одного рода, а у Бухарского эмирата и Хивинского ханства, как протекторатов, – другого. В принципе, Россия следует своим традициям государственного устройства.

- И на Северном Кавказе?

- Да, в определенном смысле. Например, автономии Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия созданы при советской власти на основе образованных при царе Нальчикского округа и Баталпашинского отдела соответственно. Так что не советская власть разделила административными границами близкородственных кабардинцев и черкесов, карачаевцев и балкарцев. Это наследие царской эпохи.

Есть ли уверенность, что Северный Кавказ, как вносит сегодня, так в будущем будет вносить свой вклад в построение сильной и процветающей России?

- Да, для этого имеется потенциал. Он в силе традиций, сложившихся здесь. О чём идет речь? Даже в годы «застоя» население Северного Кавказа было, в общем-то, зажиточнее, чем в центральной России. Возьмем русских здесь и там. Казачья станица Преградная, где я родился и вырос, на рубеже 1970-80-х годов - это добротные хаты, цветники под окнами, ухоженные приусадебные участки, крепкое подсобное хозяйство, у многих – личный транспорт, в целом трезвое население. В те же годы я бывал в русских селах центральных областей РСФСР. В паре часов от Москвы – перекошенные дома, бедность, уныние, пьянство. И там, и там – русские. Народ один, но такая разница!

Вы упомянули казаков. Это отдельный народ или те же русские?

- По-научному говоря, это субэтнос русского народа.

- Итак, откуда такая разница?

- Думаю, на центральной России, именно ввиду её географической близости к средоточию власти, все издержки построения социализма отразились сильнее, разрушив основу прежнего уклада. А Северный Кавказа всё-таки периферия. Несмотря на все усилия власти коллективизация и прочие социальные эксперименты не смогли изжить у южан «частнособственнический дух» и потерпели поражение в борьбе с религиозными и семейными традициями.

И уже во времена, именуемые сегодня «застоем», здесь возродили основу традиционного уклада. В 1970-е годы, как и встарь, казаки уважали крепкого хозяина. То же самое – у горцев. В нашей маленькой Карачаево-Черкесии было несколько совхозов и колхозов-миллионеров, поголовье скота – почти в три раза больше, чем численность населения. А соседние Ставропольский и Краснодарский края вообще были житницей страны. И всё это был советский Северный Кавказ.

Когда пришла рыночная эпоха и отпали прежние ограничения юг России стал своего рода инкубатором миллионеров и миллиардеров, а в «тучные нулевые» окончательно сформировался довольно мощный средний класс.

Да, южане – консервативны. Но это – здоровый консерватизм, основанный на сохранении трудовых и семейных традиций. Именно в них, как я думаю, и заключен потенциал, который внесёт свой вклад в построение будущего России.

- То есть у народов Северного Кавказа всегда существовали базисные условия для возрождения рыночного уклада?

- Ну, я не берусь говорить за все народы. Возьмём карачаевцев. Веками здесь господствовало так называемое отгонное животноводство. С конца мая до конца сентября скот находился на альпийских пастбищах, а затем перегонялся на плоскость. Основная часть мужского трудоспособного населения перемещалась со стадами. Глава семьи с частью своих домочадцев и главным семейным богатством, скотом, находясь за десятки вёрст от аула, был лишен непосредственной поддержки со стороны рода и общины. Он, по сути, оставался предоставлен самому себе, и создавалась ситуация, когда один Бог – за всех, а каждый – за себя. Так из века в век учились выживать и приспосабливаться к внешней среде, отстаивать свою безопасность от набегов, становясь отчасти воинами.

С другой стороны, община денно и нощно не довлела над скотоводом, как у земледельца. Земледельческая община тоталитарна по своей сути и Столыпин был сто раз прав, стремясь её разрушить. А у горцев-скотоводов этого не было. Столетиями формировался менталитет, где свобода высоко стояла в ценностных ориентациях. Эти условия сделали их большими индивидуалистами. Как говорят у нас, там, где есть два карачаевца, создаются три партии. Так было и век назад.

Вот эти качества, способность хорошо адаптироваться, умение защищать свои права, раскрепощённость духа, сделали горские народы более-менее готовыми к вторжению рыночного уклада в их жизнь. Иномарки и трёхэтажные дома в конце 1980-х годов так быстро у местного населения появились не потому, что оно просто оборотистее других, а потому, что теневой рыночный уклад в регионе уже сформировался к началу «перестройки». Она дала возможность его легализовать.

- Как-то в беседе со мной Вы сказали, что большинство межэтнических конфликтов на Северном Кавказе связано с земельными спорами. А сегодня в Карачаево-Черкесии такая проблема есть?

- Такой проблемы у нас, в общем-то, нет. Исторические сложилось так, что компактное расселение народов произошло по разным районам. В Черкесске, Урупском и Зеленчукском районах – большинство русские. Карачаевцы – в основном в Карачаевском, Малокарачаевском, Усть-Джегутинском, отчасти Прикубанском районах. Черкесы – в Хабезском и Адыге-Хабльском. Существуют Абазинский и Ногайский районы. Кроме того, более-менее чётко определены границы муниципальных образований. Как говорится, нет предмета для спора. Национальную окраску приобретают те коллизии, которые связаны, в основном, с кадровой политикой.

- Спасибо. Примите наши поздравления с Днём народного единства. Мы поздравляем с этим праздником также всех жителей Северного Кавказа.

Фото: Яндекс. 



Важнейшие новости регионов за 29.03.2024

Еще новостей за 29.03.2024