25.04.2024 11:27
Хлеб в стране стал дороже Цены на российский хлеб с начала текущего года увеличились на 10 - 15%, а в некоторых регионах - на 30%.

25.04.2024 11:27
Хлеб в стране стал дороже   Цены на российский хлеб с начала текущего года у
23.04.2024 14:59
Владимир Бурматов прокомментировал решение «Норникеля» о переносе плавильных мощностей из Норильска Депутаты Госдумы Владимир Бурматов в интервью корр
23.04.2024 07:47
В России будет создан единый государственный реестр адвокатов  Глава государства Владимир Путин  подписал
erid:2VtzquvL47C
erid: 2Vtzqw8GDo4
30.06.2017 11:58

ФАС считает, что картели завысили цены на строительство и ремонт дорог в России на 5 млрд рублей

НИА-Федерация

В 2016 - 2017 годах ФАС возбудила больше 60 дел против участников торгов на  строительство и ремонте автодорог по подозрению в картельном сговоре. Внимание ФАС привлекли контракты на общую сумму почти 30 миллиардов рублей. Антимонопольщики уверены, что цены были завышены на 5 млрд рублей.

Государство тратит в год по 7 триллионов рублей на закупки по 44-ФЗ «О контрактной системе». По мнению антимонопольщиков, триллионы рублей могли бы быть сэкономлены и потрачены на реальные государственные и муниципальные нужды, если бы на торгах на самом деле торговались, а не соглашались с условиями картелей.

В ФАС считают, что бюджеты всех уровней теряют от 20 до 44 процентов от цены по многим сделкам по закупкам товаров и услуг из-за картелей, не позволяющих снижать цены.

Больше всего охвачены, по мнению антимонопольщиков картелями три сферы: поставки компьютеров,  поставки медикаментов и медицинского оборудования, строительство и ремонт автодорог.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал порталу «Аргументы Недели» о расследовании дела, касающегося обслуживания автодороги "Енисей". Заказ на выполнение работ размещало одно из предприятий Росавтодора: Мы рассмотрели ситуацию с обслуживанием и ремонтом автодороги от Красноярска до границы Монголии. Когда на торгах действовал картель, то  снижение цены на торгах было 0,5%. Мы доказали картельный сговор на 1,7 миллиарда рублей. К примеру, когда на торги  попадал независимый игрок, снижение цены составляло до 40%. И этот игрок качественно и в срок выполнял работы. Получается, заказчик мог сэкономить 700 миллионов рублей.

На днях мы приступили к проверке одного из учреждений Росавтодора -  ФКУ "Черноморье". У нас есть основания предполагать, что налицо сговор заказчика с участником торгов. Эти нарушения опасны вдвойне.  Когда заказчик вступает в сговор с подрядчиками, он пытается предопределить победителя торгов, создает препоны "чужим" компаниям. Это запрещено законом с точки зрения защиты конкуренции,  а для чиновника предусмотрена и уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий".

Дело по "Енисею" уже прошло три судебные инстанции. Суд оставил решения ФАС в силе. Две судебные инстанции подтвердили правоту ФАС по схожему делу о строительстве автодороги "Обход г. Чусового" в Пермском крае. Здесь был заключен с нарушениями контракт на 1,9 миллиарда рублей.

В СЗФО внимание ФАС привлекли успехи ООО "Технострой", ООО "ДК "Автодор" и ООО"СУ № 908" в торгах на общую сумму свыше 15 миллиардов рублей. Идет расследование по торгам в Самарской и Ульяновской областях на общую сумму свыше 100 млн. рублей. Совсем недавно в Пензе возбуждено дело о «дорожном»» картеле более чем на 700 миллионов рублей.

ФАС твердо отстаивает идею перехода всех торгов по госзаказу на электронные площадки. Ведь именно электронные площадки дают массу следов, по которым антимонопольщики находят и доказывают в судах факты картельного сговора.

"Во многих случаях участники торгов обеспечивали сами заявки своих "конкурентов", - рассказал Андрей Тенишев, - когда потом такие "конкуренты" не торгуются - это не удивительно. Еще один признак, указывающий на возможность наличия сговора - последующее совместное исполнение работ. А бывает, даже заявки "конкурентов" поданы с одного компьютера. В одном регионе "конкуренты" предлагали из год в год от торгов к торгам совершенно одинаковые цены. При цене в сотни миллионов, предложения этих "конкурентов"совпадали до копеек!

От 10 до 50% от начальной стоимости торгов может составить административный штраф для юрлиц, уличенных в картельном сговоре, не зависимо от того, выиграл ли участник картеля эти торги. До 7 лет лишения свободы предусмотрено законом для должностных лиц компаний. Те, кто выступает в качестве заказчика так же могут понести ответственность.

В дорожном строительстве и ремонте пока еще не осужден ни один чиновник Но Андрей Тенишев приводит множество прецедентов из других сфер. Один из последних примеров - получил год и 4 месяца глава одного из районов в Ростовской области. Суд признал, что он "определил" победителя в конкурсе на строительство детского сада. В Хакасии сейчас под стражей 10 человек, включая руководителя администрации главы республики. Следствие полагает, что они определяли победителей на торгах на поставку медикаментов и договаривались о поддержании цен на торгах.

Можно ли быстро навести порядок на торгах по госзаказам? Андрей Тенишев считает - нужно, чтобы вся эта работа не была только лишь делом ФАС.  Правоохранительные органы должны активнее возбуждать уголовные дела, а чиновники, в том числе в структурах Росавтодора, размещающих заказы, должны ответственнее подходить к организации торгов:

" В сфере поставок медикаментов, структуры ФАС возбудили за прошлый год около 70 антимонопольных дел. Многие дела прошли через суды, назначенные штрафы насчитывают сотни миллионов рублей. Возбуждены уголовные дела, по которым многие участники торгов, подозреваемые в картельных соглашениях, взяты под стражу. Но положение дел меняется не кардинально и сразу, а очень трудно и медленно.  Есть положительные изменения, но мы в этом году уже снова возбуждаем десятки антимонопольных дел.  Жадность все-таки у многих пересиливает страх возможного наказания. Мне кажется, для наведения порядка как при закупках медикаментов, так и в сфере строительства и ремонта дорог потребуется 2-3 года упорной работы всех государственных органов".

Важно помнить, что ущерб от картелей состоит не только в завышении цен и неоправданных государственных затратах. Когда возникает картельный сговор, и у заказчика уже нет выбора, подрядчик больше не стремится к высокому качеству. Чем хуже такой подрядчик отремонтировал дорогу - тем ему лучше, на следующий год он опять получит деньги на ремонт этой же дороги. А если картель еще и договорился с чиновником, то там и откаты, и подписанные акты выполненных работ без выполнения этих работ...

Государство в итоге тратит большие даже по мировым стандартам деньги на дороги, а дороги остаются плохими.



Важнейшие новости регионов за 25.04.2024

Еще новостей за 25.04.2024