23.04.2024 14:59
Владимир Бурматов прокомментировал решение «Норникеля» о переносе плавильных мощностей из Норильска Депутаты Госдумы Владимир Бурматов в интервью корреспонденту НИА-Красноярск прокомментировал озвученное 22 апреля решение «Норникеля» о переносе плавильных мощностей по медному концентрату из Норильска в Китай.

23.04.2024 14:59
Владимир Бурматов прокомментировал решение «Норникеля» о переносе плавильных мощностей из Норильска Депутаты Госдумы Владимир Бурматов в интервью корр
23.04.2024 07:47
В России будет создан единый государственный реестр адвокатов  Глава государства Владимир Путин  подписал
23.04.2024 06:55
Фанпарк «Бобровый лог» представил пилотный проект технического перевооружения канатных дорог на базе ИИ  В Москве на площадке Аналитического центра при П
erid:2VtzquvL47C
erid: 2Vtzqw8GDo4
22.11.2016 05:46

«Важнейший аспект проектного похода к управлению - ориентация на результат». Интервью Азамата Тлисова, директора Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидата экономических наук, доцента, члена Общественной Палаты РФ

НИА-Федерация

 

tlisov

Мы беседуем с Азаматом Борисовичем за чашкой чая сразу после окончания яркого и красочного праздника «Диалог культур», которым студенты и преподаватели Северо-Кавказского института РАНХиГС отметили День народного единства.

На прошедшем в конце сентября-начале октября текущего года Сочинском международном инвестиционном форуме, основной темой которого стало «Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни», в своём выступлении на пленарном заседании глава Правительства России Д.А. Медведев говорил о существовании сегодня запроса на реальное изменение экономической и социальной среды в условиях неповоротливости государственной машины, которая несёт в себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских управленческих механизмов, и какие-то черты, появившиеся в 90-х годах, и последующие новации. Поэтому сегодня и делается ставка на проектный подход к управлению экономикой и социальной сферой.

 

В чём основной принцип проектного подхода к управлению? Чем он принципиально отличается от сегодняшней системы государственного управления? В чём выражается его ориентация на эффективность?

 

«Проектное управление кардинально отличается от традиционного одним важным аспектом – ориентацией на результат. Традиционная система управления (это касается и государственного управления) ориентирована на чёткое выполнение определённых функций, которое зачастую приводит к размыванию целей деятельности и ответственности за результат. Переход к проектному управлению в государственном секторе позволяет чётко обозначать приоритеты, ставить цели, дает возможность сократить сроки достижения результатов, повысить эффективность использования ресурсов, обеспечить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органах исполнительной власти, повысить эффективность внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, структурировать финансовые потоки и привязывать каждый рубль к конкретному результату в экономике и социальной сфере, определить персональную ответственность».

 

Как в соответствии с его принципами будет осуществляться бюджетный процесс, проводится инвестиционная политика? Чем эти изменения обернутся для субъектов федерации?

 

«До последнего времени основным инструментом бюджетного планирования являлся нормативный метод. Субъекты бюджетного процесса в пределах своих полномочий определяли смету планируемых затрат, а решение о выделении средств зависело от объёма бюджетных доходов. Если ранее программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас будет осуществляться управление программами и проектами. Все приложения к бюджету по расходам будут носить программный характер.
Поскольку многие регионы России (и все – на Северном Кавказе) являются дотационными, будет предусмотрена финансовая поддержка защищённых приоритетных проектов регионов со стороны правительства».

 

Д.А. Медведев говорил об 11-ти федеральных приоритетных проектах, которые охватывают все основные сферы деятельности: социальную (здравоохранение и образование), экономическую (малый бизнес, развитие экспорта) и государственного управления (государственный контроль и надзор, создание единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей). А будут ли существовать региональные приоритетные проекты?

 

«Региональные проекты будут определяться спецификой каждого субъекта в тесной увязке с федеральными приоритетами. Так, например, приоритетами развития Северо-Кавказского федерального округа являются развитие агропромышленного, транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов. В соответствии с данными приоритетами будут разрабатываться проекты развития данных отраслей с прозрачными затратами, результатами и эффективностью. В каждом субъекте Российской Федерации будет разработан пакет стратегических документов, в которых будут достаточно четко прописаны ключевые приоритеты развития. Переход к проектному управлению позволит более результативно реализовывать стратегические цели и задачи социально- экономического развития региона.

Формирование портфеля хорошо подобранных, подготовленных и значимых для региона проектов является ключевым звеном эффективности функционирования всей системы проектного управления. Поэтому к его формированию в регионах помимо чиновников должны привлекаться эксперты от различных отраслей (образования, здравоохранения, экономики), а также бизнес-сообщество.

Предполагается защита предложенных регионами проектов в Москве, в Центральном проектом офисе, что требует особо профессионального подхода к подготовке проектов».

 

Как изменится структура органов управления в свете новых подходов? Создан Президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Будут ли республиканские, краевые и областные советы? Какие новые органы и структуры будут создаваться? Что такое тот же проектный офис?

 

«Изменения в структуре органов исполнительной власти не будут значительными, изменится подход к работе. Если же говорить о региональном уровне, то мне видится следующая логика: при правительстве субъекта Российской Федерации будет создан проектный комитет, возглавляемый Главой или Председателем правительства субъекта РФ, ключевой задачей которого будет определение портфеля проектов с соответствующим пулом ресурсов. Портфель проектов будет декомпозирован (Декомпозиция — разделение целого на части. Прим. редакции) по приоритетным направлениям, для разработки и реализации проектов по каждому приоритетному направлению будет создано абсолютно новое для российской государственной системы управления подразделение, носящее межведомственный характер, – проектный офис. Возглавляет работу офиса один из заместителей главы правительства региона. Он набирает команду из министров, специалистов министерств и ведомств, экспертов, которые будут вместе с ним реализовывать данный проект и на период его реализации по вопросам его реализации будут подчиняться данному заместителю председателя правительства, а не своему непосредственному руководителю. Специалист, представляющий в проектном офисе то или иное ведомство, отвечает за решение (или оперативное согласование) тех вопросов воплощения проекта, за которые отвечает представляемое им ведомство. Тем самым существенно сокращаются сроки межведомственного согласования вопросов, связанных с реализацией проекта. Проектный офис - это временный творческий коллектив, некий аналог существующих сегодня межведомственных комиссий, но работающий, в отличие от последних, не от случая к случаю, а постоянно. Руководитель проектного офиса кроме функции руководства осуществляет функцию связующего звена между проектным офисом и проектным комитетом региона при решении вопросов, входящих в компетенцию последнего. После реализации проекта коллектив проектного офиса расформировывается.

Аналогично формируются и функционируют проектные офисы на уровне муниципальных образований.

Ключевой задачей проектного офиса является информационная и методическая поддержка органов исполнительной власти в разработке и реализации проектов. Проектный офис, говоря проектным языком, будет администрировать проекты – обеспечивать координацию всех участников проекта в увязке со сроками, целями, ресурсами и результатами каждого отдельного проекта».

 

Как изменятся подходы к подбору кадров при новых подходах к управлению? Не составит труда представить, как будет работать сегодняшний чиновник, которого введут в состав проектного офиса: он не умеет работать по - новому, да и вряд ли будет стремиться к этому. Его нужно и научить, и заставить работать по-новому. Как будет осуществляться переподготовка уже работающих чиновников?

 

«Конечно же, новый подход к управлению требует пересмотра существующей системы подготовки и переподготовки кадров. Проектное управление предполагает наличие у служащих соответствующих компетенций, развитие которых редко закладывается в существующие программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Перечень необходимых компетенций достаточно обширен – это и умение работать в команде, навыки работы с соответствующим программным обеспечением, навыки планирования и целеполагания. Помочь в решении этой задачи может высшая школа. А заставить… Политическая воля уже проявлена, на уровне правительства принято решение, что мы запускаем проектный формат. Пока, условно говоря, в мягком режиме, в режиме «давайте попробуем». Но все понимают, что уже в марте – апреле у регионов спросят: «А какие приоритетные проекты вы выбрали и как идёт их реализация?».

 

Несколько слов о программе подготовки и переподготовки кадров в РАНХиГС и Вашем институте. Как они будет корректироваться с учётом новых требований в госслужбе?

 

«РАНХиГС достаточно серьёзно продвинулась в данном направлении: на базе всей сети академии уже на протяжении 5 лет реализуется программа подготовки управленческих кадров в социальной сфере. Это уникальный кейс (Кейс - это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Прим. редакции) для российского образования, т.к. проектный подход, используемый в данной программе, предполагает разработку слушателями проектов развития собственных учреждений образования, здравоохранения, культуры. Разработанные проекты уже сейчас успешно реализуются и тиражируются в Северо-Кавказском федеральном округе. Сейчас в Северо-Кавказском институте разработан пакет дополнительных профессиональных программ в сфере проектного управления в государственном секторе. Созданный в Северо-Кавказском институте проектный офис призван выступить центром методической и информационной поддержки органов исполнительной власти субъектов округа в сфере внедрения практики проектного управления. Это амбициозная задача, требующая значительных профессиональных, временных и финансовых ресурсов, но накопленный опыт и потенциал института позволяет утверждать, что с этой задачей мы справимся».

Мы допиваем остывший чай. Не могу сказать, что по результатам беседы у меня сложилась цельная и ясная картина проектного подхода к управлению и путей его реализации. Конечно, многое прояснится в ходе его внедрения в жизнь. Мы договариваемся с Азаматом Борисовичем, что ещё не раз вернёмся к этой теме, уже на конкретных примерах реализации приоритетных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе.

ы беседуем с Азаматом Борисовичем за чашкой чая сразу после окончания яркого и красочного праздника «Диалог культур», которым студенты и преподаватели Северо-Кавказского института РАНХиГС отметили День народного единства.

На прошедшем в конце сентября-начале октября текущего года Сочинском международном инвестиционном форуме, основной темой которого стало «Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни», в своём выступлении на пленарном заседании глава Правительства России Д.А. Медведев говорил о существовании сегодня запроса на реальное изменение экономической и социальной среды в условиях неповоротливости государственной машины, которая несёт в себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских управленческих механизмов, и какие-то черты, появившиеся в 90-х годах, и последующие новации. Поэтому сегодня и делается ставка на проектный подход к управлению экономикой и социальной сферой.

 

В чём основной принцип проектного подхода к управлению? Чем он принципиально отличается от сегодняшней системы государственного управления? В чём выражается его ориентация на эффективность?

 

«Проектное управление кардинально отличается от традиционного одним важным аспектом – ориентацией на результат. Традиционная система управления (это касается и государственного управления) ориентирована на чёткое выполнение определённых функций, которое зачастую приводит к размыванию целей деятельности и ответственности за результат. Переход к проектному управлению в государственном секторе позволяет чётко обозначать приоритеты, ставить цели, дает возможность сократить сроки достижения результатов, повысить эффективность использования ресурсов, обеспечить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органах исполнительной власти, повысить эффективность внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, структурировать финансовые потоки и привязывать каждый рубль к конкретному результату в экономике и социальной сфере, определить персональную ответственность».

 

Как в соответствии с его принципами будет осуществляться бюджетный процесс, проводится инвестиционная политика? Чем эти изменения обернутся для субъектов федерации?

 

«До последнего времени основным инструментом бюджетного планирования являлся нормативный метод. Субъекты бюджетного процесса в пределах своих полномочий определяли смету планируемых затрат, а решение о выделении средств зависело от объёма бюджетных доходов. Если ранее программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас будет осуществляться управление программами и проектами. Все приложения к бюджету по расходам будут носить программный характер.
Поскольку многие регионы России (и все – на Северном Кавказе) являются дотационными, будет предусмотрена финансовая поддержка защищённых приоритетных проектов регионов со стороны правительства».

 

Д.А. Медведев говорил об 11-ти федеральных приоритетных проектах, которые охватывают все основные сферы деятельности: социальную (здравоохранение и образование), экономическую (малый бизнес, развитие экспорта) и государственного управления (государственный контроль и надзор, создание единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей). А будут ли существовать региональные приоритетные проекты?

 

«Региональные проекты будут определяться спецификой каждого субъекта в тесной увязке с федеральными приоритетами. Так, например, приоритетами развития Северо-Кавказского федерального округа являются развитие агропромышленного, транспортно-логистического и туристско-рекреационного комплексов. В соответствии с данными приоритетами будут разрабатываться проекты развития данных отраслей с прозрачными затратами, результатами и эффективностью. В каждом субъекте Российской Федерации будет разработан пакет стратегических документов, в которых будут достаточно четко прописаны ключевые приоритеты развития. Переход к проектному управлению позволит более результативно реализовывать стратегические цели и задачи социально- экономического развития региона.

Формирование портфеля хорошо подобранных, подготовленных и значимых для региона проектов является ключевым звеном эффективности функционирования всей системы проектного управления. Поэтому к его формированию в регионах помимо чиновников должны привлекаться эксперты от различных отраслей (образования, здравоохранения, экономики), а также бизнес-сообщество.

Предполагается защита предложенных регионами проектов в Москве, в Центральном проектом офисе, что требует особо профессионального подхода к подготовке проектов».

 

Как изменится структура органов управления в свете новых подходов? Создан Президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Будут ли республиканские, краевые и областные советы? Какие новые органы и структуры будут создаваться? Что такое тот же проектный офис?

 

«Изменения в структуре органов исполнительной власти не будут значительными, изменится подход к работе. Если же говорить о региональном уровне, то мне видится следующая логика: при правительстве субъекта Российской Федерации будет создан проектный комитет, возглавляемый Главой или Председателем правительства субъекта РФ, ключевой задачей которого будет определение портфеля проектов с соответствующим пулом ресурсов. Портфель проектов будет декомпозирован (Декомпозиция — разделение целого на части. Прим. редакции) по приоритетным направлениям, для разработки и реализации проектов по каждому приоритетному направлению будет создано абсолютно новое для российской государственной системы управления подразделение, носящее межведомственный характер, – проектный офис. Возглавляет работу офиса один из заместителей главы правительства региона. Он набирает команду из министров, специалистов министерств и ведомств, экспертов, которые будут вместе с ним реализовывать данный проект и на период его реализации по вопросам его реализации будут подчиняться данному заместителю председателя правительства, а не своему непосредственному руководителю. Специалист, представляющий в проектном офисе то или иное ведомство, отвечает за решение (или оперативное согласование) тех вопросов воплощения проекта, за которые отвечает представляемое им ведомство. Тем самым существенно сокращаются сроки межведомственного согласования вопросов, связанных с реализацией проекта. Проектный офис - это временный творческий коллектив, некий аналог существующих сегодня межведомственных комиссий, но работающий, в отличие от последних, не от случая к случаю, а постоянно. Руководитель проектного офиса кроме функции руководства осуществляет функцию связующего звена между проектным офисом и проектным комитетом региона при решении вопросов, входящих в компетенцию последнего. После реализации проекта коллектив проектного офиса расформировывается.

Аналогично формируются и функционируют проектные офисы на уровне муниципальных образований.

Ключевой задачей проектного офиса является информационная и методическая поддержка органов исполнительной власти в разработке и реализации проектов. Проектный офис, говоря проектным языком, будет администрировать проекты – обеспечивать координацию всех участников проекта в увязке со сроками, целями, ресурсами и результатами каждого отдельного проекта».

 

Как изменятся подходы к подбору кадров при новых подходах к управлению? Не составит труда представить, как будет работать сегодняшний чиновник, которого введут в состав проектного офиса: он не умеет работать по - новому, да и вряд ли будет стремиться к этому. Его нужно и научить, и заставить работать по-новому. Как будет осуществляться переподготовка уже работающих чиновников?

 

«Конечно же, новый подход к управлению требует пересмотра существующей системы подготовки и переподготовки кадров. Проектное управление предполагает наличие у служащих соответствующих компетенций, развитие которых редко закладывается в существующие программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Перечень необходимых компетенций достаточно обширен – это и умение работать в команде, навыки работы с соответствующим программным обеспечением, навыки планирования и целеполагания. Помочь в решении этой задачи может высшая школа. А заставить… Политическая воля уже проявлена, на уровне правительства принято решение, что мы запускаем проектный формат. Пока, условно говоря, в мягком режиме, в режиме «давайте попробуем». Но все понимают, что уже в марте – апреле у регионов спросят: «А какие приоритетные проекты вы выбрали и как идёт их реализация?».

 

Несколько слов о программе подготовки и переподготовки кадров в РАНХиГС и Вашем институте. Как они будет корректироваться с учётом новых требований в госслужбе?

 

«РАНХиГС достаточно серьёзно продвинулась в данном направлении: на базе всей сети академии уже на протяжении 5 лет реализуется программа подготовки управленческих кадров в социальной сфере. Это уникальный кейс (Кейс - это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Прим. редакции) для российского образования, т.к. проектный подход, используемый в данной программе, предполагает разработку слушателями проектов развития собственных учреждений образования, здравоохранения, культуры. Разработанные проекты уже сейчас успешно реализуются и тиражируются в Северо-Кавказском федеральном округе. Сейчас в Северо-Кавказском институте разработан пакет дополнительных профессиональных программ в сфере проектного управления в государственном секторе. Созданный в Северо-Кавказском институте проектный офис призван выступить центром методической и информационной поддержки органов исполнительной власти субъектов округа в сфере внедрения практики проектного управления. Это амбициозная задача, требующая значительных профессиональных, временных и финансовых ресурсов, но накопленный опыт и потенциал института позволяет утверждать, что с этой задачей мы справимся».

Мы допиваем остывший чай. Не могу сказать, что по результатам беседы у меня сложилась цельная и ясная картина проектного подхода к управлению и путей его реализации. Конечно, многое прояснится в ходе его внедрения в жизнь. Мы договариваемся с Азаматом Борисовичем, что ещё не раз вернёмся к этой теме, уже на конкретных примерах реализации приоритетных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе.



Важнейшие новости регионов за 24.04.2024

Еще новостей за 24.04.2024