27.03.2024 08:53
«Норникель» подписал соглашение с «Росатомом» о поставках радиоизотопных приборов нового поколения Такие приборы, в частности радиоизотопные плотномеры, позволяют «Норникелю» вести учет жидких промышленных продуктов в сложных эксплуатационных условиях без остановки производственного процесса

27.03.2024 08:53
«Норникель» подписал соглашение с «Росатомом» о поставках радиоизотопных приборов нового поколения Такие приборы, в частности радиоизотопные пло
27.03.2024 07:11
В ряде регионов России прогнозируют аномальные морозы Аномальные морозы от минус 20 до минус 40 градусов
25.03.2024 06:54
В результате теракта в «Крокус Сити Холл» погибли 137 человек Вечером 22 марта перед концертом группы «Пикник» в
erid:2VtzquvL47C
23.10.2012 04:04

Аркадий Дворкович: Дивиденды "Роснефтегаза" будут направлены на развитие Дальнего Востока

НИА-Федерация

dvorkovichО том, как будет разрабатываться арктический шельф, на что будут потрачены дивиденды "Роснефтегаза", когда будет принята госпрограмма по развитию авиапрома, как правительство будет поддерживать аграриев и что не устраивает кабинет министров в инвестпрограмме "Ростелекома", в эксклюзивном интервью корр. ИТАР-ТАСС Александре Прокопенко рассказал заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович.

- Аркадий Владимирович, вы уже 5 месяцев занимаете пост вице-премьера и отвечаете за весь реальный сектор экономики. Чего удалось добиться за этот срок?

- Первое, что удалось сделать, - скоординировать работу министерств с новыми министрами. Сейчас налажено эффективное взаимодействие. Все вопросы в оперативном порядке решаются, и у нас нет проблем с точки зрения оперативности и качества подготовки всех необходимых решений как внутри правительства, так и при исполнении поручений президента.

Второе - конкретные решения по отдельным блокам. Удалось обеспечить принятие новой госпрограммы развития сельского хозяйства, которая учитывает все необходимые направления работы, в том числе компенсирует риски, связанные с вступлением России в ВТО. Удалось практически завершить подготовку пакета налоговых преференций для разработки нефтяных и газовых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а также месторождений с тяжелыми условиями добычи. Часть решений уже полностью готова и внесена в Госдуму, часть находится на самой завершающей стадии подготовки. В течение месяца эта работа внутри правительства завершится, и останутся только те вопросы, которые по плану были зафиксированы на первый квартал следующего года. Я имею в виду введение дифференцированной ставки НДПИ на газ в целом по стране.

Что касается промышленности, то здесь подготовлены проекты государственных программ. Они будут рассмотрены на правительстве в течение ближайших нескольких недель. Все сделано в срок. Подготовлены либо находятся в высокой стадии готовности конкретные решения по отдельным отраслям, прежде всего, отмечу сельскохозяйственное машиностроение.

В части транспорта интенсивно идет работа по новым правилам регулирования железнодорожного транспорта. И я бы отметил решение по субсидированию межрегиональных авиаперевозок. Принципиальное решение было принято в августе, сейчас подготовлены нормативные акты, до конца года они будут приняты, и со следующего года система заработает.

И наконец, если говорить об электроэнергетике, то проделана большая работа в части ликвидации перекрестного субсидирования, и в ряде регионов уже разработаны конкретные планы решения этой проблемы. Кроме того, принципиально одобрено решение, как будет с корпоративной точки зрения развиваться электросетевой комплекс. Будет создана единая управляющая компания, которая будет в качестве дочерних компаний иметь ФСК и МРСК.

Еще я бы отметил принятие ФЦП по защите озера Байкал. Это удалось сделать к августу.

- Означает ли принятие этой ФЦП закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?

- Что касается судьбы БЦБК, то она не определена в ФЦП. Средства в программе заложены на ликвидацию накопленного ущерба, что является самым главным оперативным вопросом. Что касается БЦБК, то в рамках полугодовой работы решение будет принято, как и планировалось по графику.

- Две недели назад зашла речь о том, что в электроэнергетике до сих пор действуют акты, принятые еще Советом народных комиссаров СССР? Ведется ли работа по их отмене и нужно ли их отменять?

- Действительно, я в качестве шутки две недели назад привел пример решения, которые нужно принимать правительству об отмене актов, которые были подписаны еще Владимиром Ильичом Лениным. Когда я получил документы, у меня возникли сомнения, насколько возможно с точки зрения исторической перспективы отменять эти акты. Но получил дополнительное обоснование, и эти акты отменены решениями правительства. /прим. ИТАР-ТАСС - отменены постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1925 года "О порядке сооружения и регистрации электрических станций и надзора за таковыми", постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 декабря 1934 года "Положение о взаимоотношениях электрических станций и энергетических систем с потребителями электрической и тепловой энергии", Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 7 июня 1921 года "Об управлении электрическими станциями общественного пользования РСФСР и Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 февраля 1920 г "Об учете всех рабочих и специалистов нефтяной промышленности". Последнее, в частности, предполагает повсеместный учет лиц в возрасте от 18 до 50 лет, работавших по добыче нефти на промыслах и переработке ее на заводах независимо от срока работы в этой области, как-то: инженеров, техников, буровых и промысловых мастеров, машинистов, электротехников, механиков, ключников, слесарей и плотников нефтяного дела/

Все положительные новеллы 20х-30х годов прошлого века зафиксированы в действующем законодательстве, а все, что уже неактуально, отменено.

- Вы говорили, что часть дивидендов "Роснефтегаза" будет направлена на развитие Дальнего Востока. О какой сумме идет речь? На какие проекты планируется потратить эти средства?

- Вкупе со средствами, которые мы получаем от продажи Сбербанка, дивиденды "Роснефтегаза" будут направлены на развитие Дальнего Востока. Большая часть этих совокупных средств /148 млрд от продажи Сбербанка и 50,2 млрд дивидендов "Роснефтегаза"/, практически 200 млрд рублей, будет направлена на развитие Дальнего Востока.

- Уже известно, какие это проекты?

- Да. Их конкретный перечень будет зафиксирован в поправках правительства в бюджет 2012 - 2014 годов, которые готовятся к заседанию кабинета министров. Это проекты в сфере энергетики, которые мы предлагаем реализовать за счет докапитализации "РусГидро". Речь идет именно о проектах на Дальнем Востоке, конкретных станциях, которые там будет строить "РусГидро". Средства будут направлены целевым образом. То есть это не просто докапитализация, потому что "РусГидро" нужны деньги. Мы будем проверять целевое использование полученных средств. Кроме того, есть проекты в сфере транспорта на ДВ, отдельные социальные проекты. И часть средств будет направлена в капитал "дочки" Внешэкономбанка - "Фонд развития Дальнего Востока", и этот фонд уже будет реализовывать отдельные проекты. В целом это составит сумму не менее половины от 200 млрд.

- А куда будут направлены остальные средства?

- Часть пойдет на докапитализацию Российского фонда прямых инвестиций /РФПИ/ - 62 млрд рублей. Здесь тоже возможно, что часть средств пойдет на развитие Дальнего Востока. И еще часть денег пойдет на Московский транспортный узел.

- Главы "Роснефти" и "Газпрома" Игорь Сечин и Алексей Миллер написали письмо президенту Владимиру Путину, где выражали недовольство задержкой сроков предоставления участков на шельфе. В чем причина задержки и как будет осуществляться развитие шельфа?

- Президент дал мне соответствующее поручение. Я представил доклад в июле, до срока, обозначенного в поручении. В докладе я описал, как именно мы работаем, и в какие сроки будут предоставлены лицензии. Далее в течение более двух месяцев доклад находился в контрольном управлении администрации президента, которое осуществляло проверку, работало с Роснедрами, с Минприроды, и затем был представлен доклад президенту. Думаю, что недопонимание по поводу сроков доклада возникло из-за того, что доклад контрольного управления был представлен значительно позже, чем первоначальный доклад.

Если говорить содержательно, то по ряду лицензионных участков, проекты лицензионных соглашений готовы, одобрены Роснедрами, Минприроды и устраивают "Роснефть". Они будут в ближайшие дни, максимум недели, выданы. Но по большей части участков пока согласованных проектов лицензионных соглашений нет, поскольку позиция Минприроды, и я ее поддерживаю, заключается в том, что объемы геологоразведочных работ должны быть более высокими, чем планирует "Роснефть". Я думаю, что мы найдем сбалансированное решение и тогда уже будем предоставлять лицензии. Я доложил президенту об этом подходе, он согласен и поручил продолжать работу.

- Вы неоднократно озвучивали позицию, что частные компании должны получить допуск на шельф. Такую же позицию занимает Минприроды. Когда это может случиться?

- Что касается частных компаний, я поручил Минприроды, Роснедрам отработать с госкомпаниями, с частными компаниями предложения и понять, на каких условиях частные компании готовы работать на шельфе, какие обязательства они готовы на себя брать. Когда мы это поймем, тогда сможем выйти с обоснованными предложениями. Пока такой информации от частных компаний нет. С госкомпаниями мы по этому вопросу работаем конкретно. От частных компаний ничего нет, и именно с этим связана невозможность принятия решений на эту тему.

- Газификация территорий вокруг мегаполисов сталкивается с проблемой завышенной стоимости подключения населения к централизованному газоснабжению. Стоимость услуг подключения варьируется в диапазоне 20 - 30 тысяч долларов. Намерено ли правительство обратить внимание на эту проблему?

- Правительство приняло решение, которое подразумевает, что должны быть установлены на региональном уровне единые ставки за подключение к газовой инфраструктуре. Никакого волюнтаризма в этом вопросе быть не должно. Решение принято. Со следующего года эти ставки будут устанавливаться ровно таким образом.

- В Вашем ведении также находятся вопросы авиапрома. В частности, сейчас ведется работа над реализацией поручения премьер-министра по созданию регионального самолета. Ряд экспертов оценивает потребность рынка в таком самолете в 200 - 300 машин? Не проще ли выделить деньги и закупить эти самолеты, а дальше распространять их через лизинговые схемы по заявкам авиакомпаний? Кроме того, вы говорили о возможности организации в России сборки самолетов "Пилатус" или "Дорнье". Где она может осуществляться?

- Предварительное исследование рынка сделано. Сейчас цифры дорабатываются с учетом потребностей экспертных организаций. Дело в том, что речь идет не только о пассажирских перевозках, но и о специальных. Например, о санитарной авиации. И это значительная добавка к тому спросу, который есть в пассажирском сегменте. В целом, я думаю, спрос будет достаточным для организации сборочного производства в России. Можем ли мы создать полноценное производство с полной локализацией? Пока об этом говорить преждевременно. Сборочное производство с минимально необходимой локализацией - 30 - 40 проц - это реально. Например, крыло мы можем делать сами. Однако есть сомнения, что мы можем делать конкурентноспособный двигатель, авионику.

По модели самолетов исследования продолжаются. Нам нужно понять, какие типы являются наиболее перспективными. В частности, речь идет о моделях с числом мест менее 14, есть ряд моделей с числом мест менее 25, и дальше 45 - 60 мест. Большинство экспертов считает, что мы должны делать акцент на нише 45 - 60 мест, но они соглашаются с тем, что в ближайшие несколько лет без маленьких самолетов тоже не обойтись. "Пилатус" - хороший самолет, но более дорогой, есть другие модели - менее дорогие. Есть такие творческие решения, как ремоторизация Ан-2. Это недорого, вопрос в том, будет ли самолет в принципе пользоваться спросом. Ремоторизация - это 600 - 700 тыс долларов, а "Пилатус" стоит в 10 раз больше, а вместимость та же самая. С другой стороны, Ан-2, кроме регионов Восточной Сибири, вряд ли будет где-то еще востребован. Есть проблемы с керосином, но при моторизации эта проблема решается.

Решение о региональном самолете в любом случае будет принято. Есть уже различные варианты того, где будет производиться самолет. Есть условия в Ульяновске, всегда есть Татарстан. Сейчас появилась идея, которую губернатор Московской области Сергей Шойгу докладывал президенту, - о возможном создании центра авиастроения для малой авиации в Жуковском.

- Что Вы думаете о разработанной Стратегии развития авиапрома? Многие отраслевые эксперты высказывались о ней весьма критически.

- У меня тоже двоякое ощущение от этого документа. Есть ниши, в которых спрос понятен и планы очень конкретные. У нас есть пока еще проходящий "школу жизни" "Суперджет". Чудес не бывает, и наши, и иностранные самолеты проходят доработку в процессе эксплуатации. Есть понятные потребности ОПК, причем как в военных самолетах, так и в транспортных. А это очень большая и важная ниша. Эти планы уже очень конкретные, и есть понимание, что двигаемся в правильном направлении.

Есть понимание о примерных объемах спроса по самолетам меньшей вместимости, и конкретные планы уже формируются. Есть большие сомнения относительно возможности производства широкофюзеляжных самолетов, относительно того, как будет выглядеть МС-21. Пока в этой части мы не смогли свести позиции авиакомпаний и производителей. Но в целом ситуация лучше, чем пять лет назад.

- Когда программа может быть принята?

- До середины следующего года. В этом году ее не будет.

- Засуха в этом году уничтожила прибыль многих сельхозпроизводителей. Планируется ли введение каких-либо мер поддержки, чтобы снизить зависимость аграриев от погоды?

- У нас страна с непростыми условиями ведения сельского хозяйства на большей части территории. Но это не значит, что нужно бороться с погодой. Нужно наращивать урожайность, производительность, применять современные технологии, а это инвестиции. Мы начали реализацию различных инвестпроектов в области сельского хозяйства всего семь лет назад. Уже видим, что почти полностью обеспечили себя по птице, почти полностью по свинине, по крупному рогатому скоту. Мы набрали очень неплохие темпы по зерну. Даже в самые плохие годы уже нет проблем с обеспечением внутренних потребностей, а значит, мы вышли на минимально необходимые планы. Теперь мы ставим задачу выйти на такую планку, чтобы никто даже не задавал вопрос, будет ли вводиться эмбарго на экспорт. Развитие сельского хозяйства зависит, как я уже сказал, от инвестиций и нормального предсказуемого режима господдержки. Принятая госпрограмма до 2020 года - это именно такой режим. Хватает ли там денег? Денег всегда не хватает. Конечно, хотелось бы большего. Но даже в рамках этих средств можно решить минимальный набор задач.

- Как проходит подготовка к озимому севу?

- Она началась и идет полным ходом. Прогнозы неплохие, поскольку все понимают, что озимые - это более надежная история. Здесь как раз погодные условия в меньшей степени влияют на ситуацию. Во-вторых, даже несмотря на потери от засухи в ряде регионов страны, большая часть производителей все-таки хорошо заработала и имеет возможность закупить все необходимое для озимого сева. Мы уже имеем данные, что озимые будут посеяны на большей площади, чем в прошлом году. Это дает основания полагать, что урожай в следующем году будет хороший. Я в целом доволен, что удалось пройти этот год без больших потрясений.

- В прошлом году у производителей зерна были проблемы с его доставкой. Не хватало вагонов. Есть ли такие проблемы в этом году?

- В этом году таких проблем нет. Всегда точечно что-то случается, но системной проблемы нет. Совместными усилиями РЖД и регионов, производителей и портовиков, работа системы была налажена.

- Глава РЖД Владимир Якунин недавно жаловался, что из-за недостатка финансирования со стороны государства могут быть отменены льготы на проезд для студентов и школьников, сокращено количество пригородных поездов и существенно подорожают билеты в плацкарте. Планирует ли правительство какие-то шаги, чтобы не допустить такой ситуации?

- Эта тема обсуждалась и у председателя правительства, и у президента. Все существенные решения приняты, в том числе и о том, как будем минимизировать разного рода риски, как будем двигаться вперед во взаимодействии с Минтрансом, регионами, РЖД. Руководитель РЖД знает, в чем он прав, в чем не прав. И по пригородным перевозкам, и по перевозкам дальнего следования в плацкартных вагонах будут приняты решения, которые не приведут ни к падению объемов перевозок, ни к резкому росту цен. В целом ситуация останется стабильной. Но это не значит, что не будет вообще оптимизации системы перевозок. Это нормальная, текущая работа.

- Глава Минкомсвязи неоднократно подвергал критике инвестиционную программу "Ростелекома" и покупку компанией мобильных активов вместо того, чтобы обеспечивать проводным Интернетом регионы, в которые связь еще не пришла. Согласны ли Вы с этой критикой? Не планируете ли каким-то образом повлиять на "Ростелеком" и инициировать пересмотр инвестпрограммы?

- Моя позиция - инвестпрограмма "Ростелекома" должна быть скорректирована. Приоритетом должно быть обеспечение доступа к Интернету с хорошей пропускной способностью на всей территории страны, что, кстати, подстегнет развитие интернет-технологий в каждом конкретном месте, и другие компании придут обеспечивать "последнюю милю". Как правило, в других странах это так и происходило: одна-две крупные государственные компании обеспечивали базовую сеть, а дальше конкуренция была на последней миле. Корректировать это мы, безусловно, будем. И такие сигналы менеджменту и совету директоров "Ростелекома" мы дали. Именно поэтому мы считаем, что необходимо обновление менеджмента "Ростелекома". В какие сроки это будет сделано, - вопрос открытый. Но в любом случае не позднее тех сроков, которые предусмотрены законодательством. Есть сроки проведения собрания акционеров, есть сроки, предусмотренные контрактами. В любом случае акционеры, и никто иной, будут принимать решение.



Важнейшие новости регионов за 29.03.2024

Еще новостей за 29.03.2024